Свадебные традиции и обычаи на удмуртской свадьбе
Религия удмуртов — православие, поэтому даты свадеб выбираются согласно христианским канонам. Благоприятным временем зимой для росписи является конец поста от Крещения и до поста, предшествующего Масленице. Осенью — это период от Покрова Богородицы до рождественского поста. Летом бракосочетание не проводят, так как все люди занимаются сельскохозяйственными работами. А после сбора урожая, полевых и огородных работ уже можно погулять на веселом празднике. Также у удмуртов существуют ограничения по дням недели. Разрешенные дни для торжества — только вторник, суббота и четверг.
Процесс бракосочетания по традициям удмуртской свадьбы продолжается очень долго, до нескольких месяцев подряд. Длительность действия объясняется соблюдением строгой этапности всех событий: ныл курана — сватовства девушки, ярашона — торжества в доме жениха, сюана — застолья у невесты и перехода молодой жены в новый дом.
Сватовство
Издревле удмурты принимали решение о замужестве или женитьбе детей без их участия. Этот народ очень хозяйственный и трудолюбивый, поэтому они стремятся получить лишние руки для домашней и полевой работы. Из подобных соображений молодых людей женят очень рано, с 17 лет, так как они с женой поселяются в доме его родителей. А девушка, наоборот, покидает отчий дом, поэтому вполне естественно, что мать с отцом не торопятся пустить дочь на чужую сторону. Современные удмурты при выборе своей половинки больше руководствуются чувствами, а старинные обычаи почти утрачены.
В традициях удмуртской свадьбы принято пользоваться услугами свахи — дэмчи. В обязанности пожилой женщины входит сбор сведений о подходящей кандидатуре, доходах семьи и нраве девушке. Хорошая невеста должна быть здоровой, активной, хозяйственной, иметь спокойный покладистый характер. Выбрав барышню, дэмчи описывает ее достоинства семье жениха, и те начинают готовиться к процессу сватовства.
Первый визит потенциальной родне по обычаям предков наносит глава семейства — отец или старший родственник. Если девушка воспитывается без отца, тогда к сватовству допускается мать. Но в любом случае одновременно оба родителя не приходят, только по отдельности. Сопровождает их при этом дэмчи.
Начинают беседу сваты в шутливом ключе, используя замысловатые обороты речи. Однако родители невесты прекрасно понимают, что они имеют в виду, поэтому отвечают гостям в том же духе. Ответ сватам выдается также в символическом виде. Принесенный нюхательный табак мужчинами со стороны жениха категорически отвергается хозяевами, и это означает отказ от бракосочетания. При этом отрицательный ответ удмурты воспринимают совершенно спокойно, так как сразу соглашаться у этого народа не принято.
Родственники жениха уходят восвояси, но внезапно возвращаются по бытовой причине, якобы оставили в доме какую-нибудь вещь. Если родня невесты морально готова дать положительный ответ, то вернувшихся гостей уже ждет пылающий самовар, означающий согласие.
Быть или не быть удмуртской свадьбе, раньше решали непреклонные родители, независимо от желания девушки. В настоящее время красавицы сами выбирают свою судьбу, но все равно прислушиваются к советам старших.
Далее следует сговор родителей, который представляет собой обсуждение размера калыма, объема приданого девушки и подсчет всех затрат на проведение торжества. После продолжительных и трудных переговоров окончание вечера знаменует вынос каравая с пиалой масла. Глава семейства жениха опускает в пиалу серебряные монеты, и с этого торжественного момента девушка считается официальной невестой. Интересной традицией удмуртской свадьбы является тот факт, что новая родня может забрать девушку к себе в дом до бракосочетания.
Приготовление к свадьбе
К торжеству родственники готовятся по отдельности. Родители приобретают продукты для застолья, забивают скот, перебирают приданое, собирают установленный калым. В обычае удмуртов принято посещать и звать на праздник родственников, друзей и некоторых уважаемых людей поселения. Пригласить гостя лично считается особым знаком почтения к человеку. Это приятное дело в основном поручается отцам, свободным от праздничной суеты.
Пир в доме невесты (сюан)
Как уже говорилось ранее, новоиспеченную невесту могут забрать сразу, и желательно сделать это торжественным образом. Для этого снаряжается праздничный кортеж. В делегацию входит сваха, а также по одному представителю мужского и женского рода и сам жених. Именуется свадебный кортеж поездом, а участники — поезжанами. Остальные родственники провожают поезд с благословениями и дружественными советами.
Тем временем, у невесты в отчем доме полным ходом идет подготовка к торжеству. Родственницы-женщины накрывают богатый стол с национальными кушаньями: это и пельмени, и перепечи с начинкой из мяса, рыбные и мясные пироги, такие как кулебяки, курники, каши, фаршированный гусь. По всему дому развешиваются предметы с национальной символикой: узорчатые полотенца, салфетки ручной работы. Постель застилают цветным красивым покрывалом, сшитым специально для такого случая.
Жениха встречают обрядовым свадебным блюдом: яичными лепешками табань, а также чаркой горячительного напитка. Интересно, что во время процесса выпечки невесте всячески мешают друзья, превращая кулинарное занятие в веселую предсвадебную забаву. Затем вперед выступает организатор торжества со стороны невесты, он распоряжается мероприятием. Застолье начинается обрядовыми песнями удмуртов и ознакомительными беседами с новыми родственниками. Чтобы показать душевное расположение друг к другу, семьи двух сторон обмениваются полезными подарками, в основном посудой и рукодельными предметами.
Пир в доме жениха (ярашон)
После продолжительного празднования у невесты поезд снова в пути, но теперь едет к дому жениха. Ярашон имеет существенные отличия от сюана, здесь кортежу надлежит посетить всех родичей жениха. В гостях у родни поезжане обязательно распевают веселые народные песни. Примечательно, что новобрачные ведут себя чинно и степенно, петь им на удмуртской свадьбе запрещается. Хозяева, которым наносят визиты поезжане, заранее готовят особый бочонок с медом или молочной водкой. Это знаковый предмет, с помощью которого собирают деньги молодым. Гости пробуют мед и оставляют монеты на подносе.
Ярашон — праздник бесшабашный, яркий, а удмурты на нем — большие затейники, любят устраивать представления с переодеванием, женщины мастерски изображают мужчин на потеху гостям.
По традиции удмуртской свадьбы невеста должна как следует погоревать об утраченном девичестве перед началом семейной жизни. Поэтому ее родственники перед отъездом плачут и грустно причитают, чтобы растрогать и разжалобить девушку. Считается, что чем больше страданий и слез, тем счастливее будет семейная жизнь молодой. Гости разъезжаются, дом пустеет, но и после всех торжеств удмурты продолжают проводить интересные обряды.
Переезд в дом жениха
Как только сюан окончен, девушка должна ехать в новое жилье. Перед воротами дома невесты молодоженов ждут следующие испытания. Отец девушки требует калым за дочь, обычно некоторую сумму денег. В это время во дворе жилища новобрачных собираются родственники для ритуальной встречи молодой жены. Юную невесту полагается медленно обвести вокруг коня с разукрашенной лентами и бубенчиками гривой. Далее под свое покровительство девушку берет свекровь, ведя ее в отведенные женские покои. Там невестке меняют девичью прическу на женский убор. Для этого расплетаются волосы, заплетаются две косы и укладываются вокруг головы венцом. Голова жены должна быть покрыта, полагается завязывать платок наподобие тюрбана или чалмы. Приготовив девушку таким образом, ее с мужем провожают на брачное ложе.
Приданое невесты принято тщательно изучать и демонстрировать. После первой семейной ночи, вещи вывешиваются на веревку перед домом. Молодая женщина, чтобы показать свою хозяйственность и трудолюбие, готовит родственникам завтрак, носит воду из колодца.
Послесвадебные обряды
После бракосочетания визиты молодоженов к родственникам возможны только по строгому укладу, характерному для удмуртского народа:
- Жена навещает родителей только в присутствии мужа и свекрови.
- Родичи молодой наведываются к ней через несколько дней после ярошона, чтобы удостовериться, что девушка живет благополучно.
- Обязательно проводятся визиты вежливости к родне жениха для более близкого знакомства.
- Осенью молодым надлежит забрать у родителей жены часть приданого — обещанный рогатый скот, птицу. На этом все традиции удмуртской свадьбы завершаются, и молодые спокойно начинают строить свою жизнь.
Фото удмуртской свадьбы
Бракосочетание — таинственное и прекрасное событие, символ зарождения новой жизни. Удмуртская свадьба — уникальное красивое зрелище, которое обязательно следует сохранить в памяти, воспользовавшись услугами профессионального фотографа. Романтичные ритуалы, самобытные обряды, магические приметы, национальные символы никого не оставят равнодушными в этот прекрасный праздник любви и радости. А если вы вдохновились идеей такого национального торжества, тогда можете почерпнуть несколько ярких задумок из нашей фотоподборки.